История монастыря

Главная
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВЛАДЫКИ СОФРОНИЯ,
ЕПИСКОПА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО И СЕЛЕНГИНСКОГО (В МИРУ СЕРГЕЯ ПРОКОПЬЕВИЧА СТАРКОВА)


По промыслу и мудрому устроению Божию Русской Православной Церкви в лице как мирян, так и предстоящих престолу Господню пастырей не раз пришлось переживать тяжелые времена. Но, пожалуй, самым страшным периодом, поистине "горнилом огненным", стали двадцатые годы прошлого века - не случайно многие историки находят сходство между гонениями первых времен Церкви и испытаниями, через которые прошли православные верующие сразу после прихода к власти богоборцев в 1917 году. По слову Высокопреосвященнейшего Владыки Мефодия в бытность его в начале XX века архиепископом Харбинским и Маньчжурским, как в первом случае "власть, которая считала веру Христа вредным противогосударственным суеверием, напрягала все силы, чтобы истребить с лица земли самое имя христиан" , так и во втором "напрягает точно так же все силы, чтобы искоренить религию, исторгнуть из души народных масс всякую веру и прежде всего веру Христа" . Именно на темную эпоху новых Диоклетианов и Максимианов, время, когда духовный сан означал отнюдь не почести, а тяжкий крест, пришлись годы пастырского служения Владыки Софрония, епископа Забайкальского и Селенгинского, в миру Сергия Старкова. Сергей Прокопьевич Старков родился 22 сентября (5 октября по новому стилю) 1875 года в Забайкальской епархии Селенгинского уезда в селе Ильинском (Троицкий вал) в семье фельдшера и крестьянки. По его собственному свидетельству, семья Старковых не отличалась особенным достатком, - "в младенчестве сноп чужой жатвы, на которой должны были работать мои родители, бывал часто моей колыбелью за летнее время" , - что, впрочем, не помешало будущему Владыке научиться читать в четырехлетнем возрасте и полюбить книги. По настоянию матери (малообразованной, но истинно верующей энергичной женщины, ставшей, кстати, первой учительницей грамоты для Сергея Прокопьевича) в 1884 году девятилетним мальчиком он прислуживал на клиросе родного сельского храма, а с 1885 года начинается его жизнь в Троицком Селенгинском монастыре и учеба в церковной школе, устроенной при обители архимандритом Иринархом. Известно, что монастырским послушанием десятилетнего Сергия стало чтение по Минеям житий угодников Божиих в трапезной. Благодаря молитвенному участию и заботам архимандрита Иринарха, епископа Селенгинского и викария Забайкальской епархии Мелетия I, а также архиепископа Иркутского Вениамина для будущего Владыки, несмотря на отсутствие средств, стала возможной учеба в Нерчинском духовном училище, а затем и в Иркутской духовной семинарии, которую он закончил в 1896 году. Однокурсником и другом Сергия Старкова в эти годы становится Ефрем Кузнецов (впоследствии епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии, расстрелянный 23 августа 1918 года ). Изначально Сергей Прокопьевич не мыслил свое пастырское служение в рядах черного духовенства, поэтому был благословлен на брак с Александрой Николаевной, дочерью диакона. Плодом этого супружеского союза стали семеро детей: Георгий, Анна, Александр, Елизавета, Елена, Евстолия и Александр; известно, что Владыка Ефрем (Кузнецов) являлся крестным отцом Елизаветы Сергеевны Старковой, в замужестве Музыченко. 1 августа (14 августа по новому стилю) 1896 года С.П. Старков был рукоположен Архиепископом Иркутским и Верхоленским Тихоном, а также Епископом Забайкальским Георгием в сан диакона, после чего начинается его служение в сельском храме в одном из уездных городов епархии. Затем, по словам самого Сергея Прокопьевича, "по воле Божьей в уездном епархиальном городе при неизменном внимании, снисхождении и доверии Забайкальских архипастырей, церковных и общественных учреждений" он нашел "широкое поле для применения сил во всех отраслях епархиальной службы и в разнообразных видах церковно-общественной деятельности до участия в деяниях Всероссийского Церковного Собора включительно" . С 1914 по 1918 год он занимал должность законоучителя в Читинской духовной семинарии, а с 20 мая 1920 года по апрель 1922 года являлся настоятелем Читинского кафедрального собора. За годы своего пастырского служения в рядах белого духовенства протоиерей Сергий, будущий Владыка Софроний, Епископ Забайкальский и Селенгинский, получил следующие священнические награды: набедренник - 1898 год скуфья - 1902 год крест - 1909 год камилавка - 1912 год палица - 1918 год В 1918 году Сергей Прокопьевич потерял спутницу жизни и воспринял это событие как "самый тяжелый удар Божьей грозы" ; через три года он принимает монашество. Пострижение в иночество с именем Софроний состоялось 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1922 года за всенощным бдением в храме Благовещения Божией Матери Пекинского подворья в городе Харбине. На следующий день Забайкальский епископ Мелетий в сослужении местного сонма духовенства рукоположил новопостриженного инока в сан архимандрита. 10 апреля (23 апреля по новому стилю) 1922 года по указу Священного Синода и Святейшего Патриарха Тихона архимандрит Софроний был возведен в сан епископа города Селенгинска и стал викарием Забайкальской епархии. Хиротонию, которая проходила вСвято-Николаевском соборе и впервые в Харбине, совершили: Мефодий, Архиепископ Оренбургский (в качестве предстоятеля); Михаил, епископ Владивостокский и Приморский; Мелетий, епископ Забайкальский и Нерчинский; Нестор, епископ Камчатский и Петропавловский. 1 марта 1924 года указом Святейшего Патриарха Тихона епископ Софроний был назначен в Архангельскую епархию, где служил вплоть до мая этого же года. 1 мая 1924 года подвергся заключению в Архангельскую тюрьму, где содержался до 14 сентября 1924 года. После решения суда с 26 сентября 1924 года отбывал трехлетнее заключение в Соловецком лагере, откуда был освобожден только 16 октября 1927 года. Есть документальные свидетельства тому, что соузником епископа Софрония был недавно причисленный к лику святых архиепископ Иларион (Троицкий), более того, именно в "артели Троицкого" "на Филимоновской рыболовной тоне, в семи верстах от Соловецкого кремля и главного лагеря, на берегу заливчика Белого моря" и пришлось ему работать сетеводом и рыбаком рука об руку с ныне прославленным Владыкой. Затем, по благословению Митрополита Ярославского Агафангела, Епископ Софроний был назначен духовником и совершал богослужения в Казанском соборе при женской Богородично-Казанской общине в городе Данилове Ярославской епархии с декабря 1927 года. После закрытия Казанского монастыря в 1928 году он продолжал совершать богослужения в Воскресенском соборе и храме Смоленской иконы Божией Матери. Известно, что в Данилове Владыка проживал в доме №46 по улице Петроградской (позже - III Интернационала, ныне - Петербургской), однако сразу по приезде в город ему был оказан приют в доме монахини Клавдии (Сироткиной) по адресу: улица Новотроицкая (ныне - Свободы), д. №22. На время пребывания Владыки в городе Данилове его келейницей стала монахиня Казанской обители Ангелина. С 15 мая по 16 октября 1932 года Епископ Софроний находился в заключении в ИТУ (Даниловской тюрьме). По благословению заместителя Патриаршего местоблюстителя Митрополита Горьковского Сергия 28 октября 1932 года назначен на кафедру Епископа Арзамасского, Викария Горьковской епархии. 3 ноября 1932 года было назначено вечернее Архиерейское богослужение, но Владыка почувствовал недомогание и принять участия в службе не смог. В ночь с 3 на 4 ноября 1932 года епископ Софроний скончался от сердечного приступа в городе Арзамасе. Кладбище, на котором он похоронен, до настоящего времени не сохранилось - в этом месте теперь проходит шоссейная дорога.


В начало раздела


Rambler's Top100
Hosted by uCoz